Медицинская информатика

Понятие информации

Бакен - информационное сообщение Первоначально "информация" — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).

С середины XX века термин "информация" превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики. Академик Н.Н. Моисеев полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации. Термин "Информация" имеет различные значения в разных отраслях человеческой деятельности, каждая научная дисциплина вкладывает свой смысл в понятие "Информация".

В начале статьи мы будем придерживаться самого простого и понятного для каждого современного человека определения: "Информация - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо" (Oxford Languages).

В современной науке принято считать, что информация есть  интерпретация (смысл) сообщения, т.е. информация не зависит от формы представления сведений в сообщении. На наш взгляд, осмысление возможно только в единственной форме материи - в человеческом сознание, т.е. информация в тех формах, в которых она существует сегодня, есть продукт человеческого сознания, которое само есть продукт высшей формы (из известных нам форм) материи.

Таким образом, в настоящее время, общенаучный термин "Информация" означает — сведения независимо от формы их представления.

Форма представления информации может быть различной: алфавитная форма: мысли, составленные в виде предложений устной или письменной речи; графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы; символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Восприятие информации

Информацию об окружающем мире люди получают при помощи органов чувств - нервных устройств, служащих приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей человека среде и в его организме. Различают пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность. Глазами люди воспринимают зрительную информацию; органы слуха доставляют информацию в виде звуков; органы обоняния позволяют получать информацию о запахах; органы вкуса несут информацию о вкусовых ощущениях; органы осязания позволяют получить тактильную информацию.

Органы чувств служат проводниками информации между внешним миром и человеком. Информация, полученная человеком при помощи органов чувств, называется органолептической информацией. Каждый орган чувств дает только свойственное ему ощущение. Приблизительно 90% информации человек получает при помощи зрения, примерно 9% - посредством слуха и только 1% - через остальные органы чувств.

Работа органов чувств включена в деятельность человека, обеспечивает её необходимой информацией, и вместе с тем подчинена деятельности: из огромного потока сигналов, поступающих человеку, органы чувств выделяют именно те, которые необходимы для осуществеления текущей деятельности. Выделение тех или иных сигналов из общего потока зависит от их значимости для человека и его ожиданий. Этим обеспечивается активность восприятия.

Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится зафиксировать так, чтобы она стала понятной и другим людям. На протяжении всей истории своего развития человечество придумывало и совершенствовало различные способы хранения и передачи информации. Сначала были узелки на веревках, зарубки на палках, затем появилась письменность.

Информация и письменность

Чаще всего люди общаются между собой (передают информацию) в устной или письменной форме, т.е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т.п.

Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только это не письменные, а звуковые знаки - фонемы. Из фонем складываются слова, из слов - фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая свьзь. Ведь сначала появилась речь, а потом - письменность. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания - паузы, интонации. Такая форма письменности называется звуковой и была придумана, чтобы зафиксировать человеческую речь. Большенство европейских народов используют звуковую письменность.

Самая древняя форма письменности называется пиктографической. Одна пиктограмма - это рисунок, которое обозначают понятие или даже целое сообщение. Пиктографические символы часто используются и в наше время. Знакомые всем дорожные знаки - это не что иное как пиктограммы.

Существуют и другие формы письменности, например китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (иероглиф) обозначают слово или значительную часть слова.

Свойства информации

Человек - социальное существо, и для взаимодействия с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. Информация должна обладать следующими социально значимии свойствами:

  1. Понятность (обен информацией должен производится на языке, которым владеют все участники).
  2. Полезность (соответствие запросам потребителя, сведения которые можно применить на практике).
  3. Достоверность (истинность положения дел, отсутствие скрытых ошибок, недостоверная информация, полученная, например из СМИ, вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной социальных потрясений).
  4. Актуальность (важность для настоящего времени, неактуальная информация бесполезна для всех, кроме историков).
  5. Полнота (достаточность для понимания и принятия решения).
  6. Точность (для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире).
  7. Ценность.

Информация, обладающая перечисленными свойствами, помогает людям лучше понять друг друга.

Информация будет понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Соответственно, информация должна преподноситься в доступной к восприятию форме.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Со временем достоверная информация может стать недостоверной, т. к. она обладает свойством устаревать, то есть перестает отражать истинное положение дел.

Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация может сдерживать принятие решений или даже повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она не может быть в силу объективных причин усвоена или оценена), так и ее задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, то она может стать бесполезной.

Информацию по одному и тому же вопросу можно излагать кратко (сжато, без излишних деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации наглядно демонстрируется в справочниках, энциклопедиях, инструкциях.

Медицинская информация

Медицинская информация, в широком смысле, – это любая информация, относящаяся к медицине. В более узком, – это информация, относящаяся непосредственно к человеку как пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесенных заболеваниях и др.

Вид визуальной медицинской информации

Виды медицинской информации

  • Алфавитно-цифровая информация составляет большую содержательную часть медицинской информации (печатные и рукописные документы).
  • Визуальная информация:
    • статическая: различные изображения (рентгенограммы, эхокардиограммы и др.).
    • динамическая: походка и мимика пациента, сухожильные рефлексы, реакция зрачка на свет, генерируемое диагностическим оборудованием динамическое изображение и др.
  • Звуковая информация:
    • речь: комментарии лечащего врача, речь пациента с неврологической или психической патологией и др.;
    • звуковые сигналы, которые генерируются медицинским оборудованием: доплеровские сигналы кровотока при ЭхоКГ, флоуметрические сигналы и др.;
    • естественные звуки человеческого организма, усиленные электронным способом.
  • Комбинированные виды информации – это любые сочетания алфавитно-цифровой, визуальной или звуковой информации.

Знания и информация

Знания Знание – систематизированные достоверные представления о предметах и явлениях действительности. Знание применяется людьми для рациональной организации своей деятельности и решения возникающих задач.

Знания можно разделить на две группы:
1. Факты - это знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами. Факты начинаются со слов "Я знаю, что...". Например, знания об определенных явлениях: "Я знаю, что Фобос - спутник Марса"; событиях: "Я знаю, что Новосибирск был основан в 1893 году"; свойствах объектов: "Я знаю, что собор Александра Невского в Новосибирске - архитектурное сооружение в Византийском стиле"; зависимостях - знание законов Ньютона.
2. Правила - это знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели. Это знания, начинающиеся со слов "Я знаю, как..."; "Для того чтобы...". Например: "Я знаю, как измерить температуру ртутным градусником"; "Для того чтобы приготовить антисептик для рук в домашних условиях, необходимо взять этанол, перекись водорода, глицерин, кипяченную воду и перемешать полученный раствор".

Коренным фактором, позволяющим выявить отличие знания от информации, является то, что знание приобретается только через субъективное осмысление. Информация же независима и не всегда доходит до стадии осознания.

В познавательном процессе знание и информация находятся на разных ступенях. Сначала происходит восприятие информации, транслируемой определенным источником: книгой, интернетом, преподавателем… После осмысления информация "преобразуется" в знание. Обладающий знанием способен выполнять роль нового источника информации.

Данные - это полученные в результате прямого наблюдения процесса или явления числа, символы, слова, которые фиксируются в документах, передаются по средствам связи, обрабатываются средствами вычислительной техники вне зависимости от их содержания.

Данные, вследствие своего происхождения, несут в себе информацию о событиях (процессах или явлениях), произошедших в материальном мире. Однако они не тождественны информации. Информация извлекается из данных с помощью определенных методов.

"Да́нные — зарегистрированная информация; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств. (ISO/IEC/IEEE 24765-2010)
Хотя информация должна обрести некоторую форму представления (то есть превратиться в данные), чтобы ей можно было обмениваться, информация есть в первую очередь интерпретация (смысл) такого представления (ISO/IEC/IEEE 24765:2010). Поэтому в строгом смысле информация отличается от данных, хотя в неформальном контексте эти два термина очень часто используют как синонимы."
Википедия

Вычислительной техникой называют совокупность устройств, предназначенных для автоматической или автоматизированной обработки данных. Конкретный набор взаимодействующих между собой устройств и программ, предназначенных для обслуживания одного рабочего места или участка, называют вычислительной системой. Центральным устройством большинства вычислительных систем является компьютер. Компьютер - это электронный прибор, работающий по программе и предназначенный для автоматизации создания, хранения, обработки и транспортировки данных.

Измерение информации

Алфавитный подход к измерению информации - это способ измерения информационного объема текста, не связанного с его содержанием.

Алфавит - это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации (буквы, знаки препинания, цифры, скобки и др. символы, используемые в тексте, также пробел).

Полное число символов в алфавите называется мощностью алфавита - обозначается N.

Например, мощность русского алфавита равна 54: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.

В алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. Наименьшее число символов в алфавите равно двум. Такой алфавит используется в компьютере. Он содержит всего два символа, которые обозначаются цифрами "О" и "1". Его называют двоичным алфавитом. В компьютере с помощью всего двух символов можно передать любую информацию.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит (N = 2).

С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита. Один символ из четырехсимвольного алфавита (N = 4) "весит" 2 бита. Объясняется это тем, что все символы четырехсимвольного алфавита можно закодировать всеми возможными комбинациями из двух цифр двоичного алфавита. Комбинации из нескольких (двух, трех и т.д.) знаков двоичного алфавита называются двоичным кодом.

Используя три двоичные цифры, можно составить 8 различных комбинаций.

Если мощность алфавита равна 8, то информационный вес одного символа равен 3 битам.

Четырехзначным двоичным кодом может быть закодирован каждый символ из 16-символьного алфавита. И так далее.

Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой: N=2b.

Содержательный подход к измерению информации

Получение новой информации приводит к расширению знаний человека.

Если некоторое сообщение пополняет знание человека, то оно является информативным т.е. содержит ненулевую информацию.

Для того чтобы сообщение было информативным, оно должно быть понятным. т.е. логически связанными с предыдущими знаниями человека. Получение знаний должно идти от простого с сложному. Тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека.

Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными.

Для того чтобы точно определить, в каком сообщении больше информации, а в каком - меньше, необходима единица измерения. В науке, которая называется теорией информации, была определена единица информации - "бит".

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации.

Неопределенность знаний о некотором событии - это число возможных результатов события.

Например, в штативе стоят восемь пробирок с химическими реактивами. Этиловый спирт может находиться в любой из них. Сколько информации содержит сообщение о том, в кокой пробирке находится спирт? Применяя метод половинного деления, можно задать несколько вопросов, уменьшающих неопределенность знаний в два раза:

  1. Спирт находится в одной из пробирок с пятой по восьмую? Нет.
  2. Он находится в одной из первых двух пробирок? Да.
  3. Он во второй пробирке? Нет. Ясно, он в первой пробирке!

Каждый ответ уменьшает неопределенность в два раза. Всего было задано три вопроса. Значит, набрано 3 бита информации. И если бы сразу было сказано, что спирт находится в первой пробирке, то этим сообщением были бы переданы те же 3 бита информации.

Существует формула для измерения информации, где возможное количество равновероятных событий (другими словами, неопределенность знаний) обозначается буквой N, а количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий, - буквой I.

2I = N

Р. Харли придумал свою формулу для измерения информации:

I = log2N

Информационные процессы

Информационные процессы - это последовательность операций, совершаемых над информацией.

Перфолента - носитель информации Хронение информации - это процесс помещения информации в определенное хранилище с целью последующего извлечения для дольнейшего использования.

Носитель информации - материальный объект, преднозначенный для хронения и передачи информации. Например, к носителям информации можно отнести книги, блокноты, рисунки, фотографии, CD и DVD диски и пр.

Передача информации - это целеноправленный процесс, в результате которого информация передается от одного объекта к другому.

Поиск информации может происходить посредством таких методов как: наблюдение, общение со специалистами по интересующему вопросу, чтение соответствующей литературы, просмотр телепрограмм, просулшивание радиопередач, работа в библиотеках и архивах, запросы к базам данных и многое другое.

Сбор информации - это целеноправленный процесс, при котором происходит поиск, отбор, получение и накопление нужной для дольнейшего использования информации.

Главным инструментом сбора информации и познания мира для человека являются органы чувств, но не всякую информацию они способны воспринять. Получить точную информацию о различных явлениях окружающей действительности людям помогают разнообразные технические устройства (весы, часы, спидометры и пр.).

Обработка информации - процесс преобразования вида (формы), смысла (содержания), объема (количества) исходной информации. Выходящая информация предстовляет собой измененную входящую.

Обработка информации может происходить неосознанно. Однажды в детстве дотронувшись до горячего утюга, человек запоминает этот на всю жизнь. Затем каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, он будет отдергивать руку. Это происходит в результате обработки информации. Прикасаясь к горячей поверхности, человек получает информацию при помощи органов осязания. Нервная система передает ее в мозг, где на основании имеющегося опыта производится сигнал об опасности. Сигнал от мозга передается в мышцы рук, которые мгновенно сокращаются.

Обработка информации может происходить осознанно. Человек, опираясь на поступающие сведения (входную информацию) и на запас имеющихся знаний и опыта, создает новую информацию. Она называется выходной. Например, на уроке физики учитель предлагает решить задачу, и ученик, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить, находит правильный ответ.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки (телеграф, радио, компьютеры). Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.

Ещё одной разновидностью обработки информации является сортировка. Например, для удобства поиска информации, можно сохранять ее в алфавитном порядке (справочник лекарственных средств). В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему её в единое целое, называется структурированием.

При преобразовании информации по принцепу "Черного ящика" доступными для наблюдения является только исходная и получаемая на выходе информация. Собственно процесс преобразования информации остается сокрытым.

Информационные процессы присудствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отросли в целом и эффективность управления ею.

Понятие о медицинской информатике

Медицинская информатика – это наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

В настоящее время медицинская информатика признана как самостоятельная область науки, имеющая свой предмет, объект изучения и занимающая место в ряду других медицинских дисциплин. С другой стороны, методология медицинской информатики основана на методологии общей информатики.

Общая информатика, как фундаментальная наука, занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Как прикладная дисциплина, информатика изучает закономерности информационных процессов, занимается созданием информационных моделей коммуникаций, разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях.
Собственно медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий. При этом изучаются как использование стандартных, универсальных средств информатики для решения медицинских задач, так и специальные медицинские информационные технологии и системы.

Предметом изучения медицинской информатики являются информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Объект изучения медицинской информатики – это информационные технологии, реализуемые в здравоохранении на различных уровнях организации: государственном; территориальном; учрежденческом; индивидуальном.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине и здравоохранении за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышения качества охраны здоровья населения.

Обзор истории компьютеризации здравоохранения

История компьютеризации здравоохранения, ЭВМ Урал-2, Институт хирургии имени А.В. Вишневского Информатика внедрялась в медицину с нескольких относительно независимых направлений, главными из которых являлись: лаборатории и группы, занимающиеся медицинской кибернетикой; производители медицинской аппаратуры; медицинские информационно-вычислительные центры; сторонние организации, занимающиеся автоматизацией управленческой деятельности; руководители медицинских учреждений, самостоятельно внедрявшие новую технологию.

У истоков отечественной МИ стояли крупные руководители науки и медицины: В.И. Бураковский, А.А. Вишневский, Е.В. Майстрах, В.В Парин, Б.В. Петровский, В.И. Шумаков. Непосредственно занимались разработкой и внедрением программ медицинской информатики: Н.М. Амосов, В.М. Ахутин, Р.М. Баевский, М.Л. Быховский, Е.В. Гублер, В.А. Лищук, Е.Н. Мешалкин и многие многие другие.

Историю развития отечественной медицинской информатики удобнее рассматривать на общем фоне развития средств вычислительной техники. Когда говорят о развитии вычислительной техники, обычно вспоминают о поколениях электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Смена поколений связана с развитием элементной базы - электронные лампы (I поколение), транзисторы (II поколение), интегральные микросхемы (III поколение), большие интегральные схемы (IV поколение). Подробнее >>

Первая отечественная ЭВМ - МЭСМ (Малая электроння счётная машина) была создана в 1950 г. группой ученых и инженеров под руководством С.А. Лебедева в Киевском институте электротехники. В 1950 году С.А. Лебедев приглашён в Институт точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) АН СССР в Москве, где руководил созданием БЭСМ (Большая электронная счётная машина), в 1952 году БЭСМ была создана и признана самым мощным компьютером в мире.

В пятидесятых годах прошлого века ни одно медицинское учреждение страны ЭВМ не располагало. Тем не менее, в эти годы, некоторые медицинские задачи решались в вычислительных центрах, в которых медицинские институты арендовали машинное время. В первую очередь это были задачи по статистической обработке данных для медицинских исследований [1,2], а также предпринимались первые попытки по автоматизации процесса диагностики. В конце 50-х годов были созданы: первые системы автоматизации обработки медицинской документации [3], первые формализованные документы, первые информационно-поисковые системы в медицине [4].

В 1959 году в институте хирургии имени Вишневского была организована первая лаборатория медицинской кибернетики и информатики под руководством М.Л. Быховского, а в 1961 году в этой лаборатории появилась ЭВМ ("Урал-2"), первая в медицинских учреждениях Советского Союза. Были организованы также лаборатории медицинской кибернетики в ряде институтов Академии Наук.

В 60-70 годы, подобными лабораториями располагали уже многие ведущие научно-исследовательские институты. В этот период ЭВМ начали появляться в ведущих медицинских институтах, таких как Институт нейрохирургии им. А.Л. Поленова ("Минск-1"), Институт экспериментальной медицины ("Минск-1"). ЭВМ стали более компактными и дешевыми, их общее число в стране превысило тысячу. Доступ к ним сотрудников медицинских учреждений упростился, возросло число решаемых с их помощью медицинских задач. Помимо статистической обработки данных, активно развиваются работы по консультативной диагностике и прогнозированию течения заболеваний. Н.М. Амосовым [5], М.Л. Быховским [6], Е.В. Гублером [7] и др. делаются первые попытки создания и обработки на ЭВМ формализованной карты истории болезни в Институте кибернетики АН УССР [8], создания мониторных систем в авиационной и космической медицине [9]. Делаются первые шаги в телемедицине - космической [10] и традиционной: первые опыты по дистанционной диагностике с помощью ЭВМ проведены в Институте хирургии им. А.В. Вишневского [11]. Проводятся первые работы с непосредственным вводом физиологической информации в ЭВМ. В 1962 г. в Институте нейрофизиологии и высшей нервной деятельности М.Н. Ливанов на управляющей ЭВМ "Днепр-1" провел эксперимент по изучению некоторых функций мозга [12]. Проводятся работы по автоматическому анализу различных физиологических кривых (ЭЭГ, ЭКГ и т.п.) [13]. Появились первые монографии по применению вычислительной техники в медицине [14-17]. Начался процесс активного внедрения вычислительной техники в медицинские исследования.

В конце шестидесятых годов для координации работ в области медицинской информатики был создан Главный вычислительный центр Министерства здравоохранения СССР при Институте социальной гигиены и организации здравоохранения имени Семашко. Одной из задач центра являлась разработка автоматизированной системы планирования и управления здравоохранением (АСПУ "Здравоохранение").

В 70-80 годы ЭВМ стали доступными не только для научно-исследовательских институтов, но и для многих крупных клиник. ЭВМ третьего поколения получили широкое распространение. Это ЭВМ типа ЕС и особенно СМ. ЭВМ серии СМ для своего размещения требовали всего одну комнату и только 5 человек для обслуживания. Ими стали оснащаться практически все научно-исследовательские институты, а также крупные лечебно-профилактические учреждения СССР. Помимо проводившихся ранее работ появились первые автоматизированные системы профилактических осмотров населения; появились прообразы современных медицинских регистров по туберкулезу, онкологическим заболеваниям; начались работы по стыковке медицинской аппаратуру с ЭВМ; появились сообщения о первых мониторных системах, системах для функциональных исследований. В 1973 году в ИССХ им. А.Н. Бакулева была разработана автоматизированная система обеспечения решений врача АСОРВ. В 1973 году в Всероссийском научном центре хирургии внедрена мониторно-компьютерная система "Симфония" для слежения за состоянием больных во время хирургических операций [21].

Развитие консультативно-диагностических систем привело к созданию консультативных центров. Одной из первых информационных систем для реаниматационно-консультативного центра была система "Педиатрия", созданная в 1978 году под руководством Е.В. Гублера для реаниматационно-консультативного центра Ленинграда.

Разрабатываются скрининговые системы. В 1983 году была начата разработка системы профилактических осмотров детского населения по заказу Главного управления здравоохранения города Ленинграда.

Во второй половине восьмидесятых годов появились персональные компьютеры, и процесс компьютеризации медицины принял лавинообразный характер. Появилось большое количество разнообразных систем для функциональных исследований. Различные информационные системы начинают разрабатываться и внедряться в учреждения практического здравоохранения. Создаются первые компьютерные сети в медицине. Подробнее >>

Проводятся первые Всесоюзные конференции по применению ЭВМ в медицине: в Ленинграде (ИЭМ, 1982 г.) и в Москве (ИССХ им. А.Н. Бакулева, 1982 г.).

С начала 90-х годов произошла фактическая стандартизация средств вычислительной техники в здравоохранении. Основным типом ЭВМ стал персональный компьютер, совместимый с IBM PC, а операционной системой Windows.

С появлением медицинского страхования начали активно внедряться соответствующие информационные системы. Например, все ЛПУ Новосибирской области, работающие по системе ОМС, применяли системы "Амбул" и "Медис" для сдачи отчетов и платежных документов в страховые организации области. Статистические отделы ЛПУ стали применять специально разработанные для этих отделов программы для составления квартальной и готовой отчетности по заболеваниям.

Началом развития страховой медицины в России считается подписание федерального закона № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятого в июне 1991 года. Позднее его заменил принятый в 2010 году Госдумой закон N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который установил порядок страхования, прав и обязанностей страховщиков, страхователей (нанимателей работников), РФ и её субъектов, а также порядок деятельности федерального и территориальных (страховых) фондов.

Сегодня компьютеры стали неотъемлемым компонентом оснащения всех медицинских учреждений. Однако в большинстве случаев их возможности не используются в полной мере. Одной из причин этого является недостаточная обеспеченность аппаратно-программными средствами, особенно коммуникационными устройствами, что не позволяет наладить транспортировку данных и оперативное обеспечение ими всех специалистов учреждения. Другая причина, вероятно более значимая, видится в отсутствии у медицинских работников знаний и навыков, необходимых для работы с современными персональными компьютерами.

Исторические научные публикации по медицинской информатике

Рекомендуемая литература

  1. Брукшир Дж. Гленн, Брилов Деннис Компьютерные науки. Базовый курс М: Вильямс, 2019.
  2. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. СПб: Питер, 2001.
  3. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет. М.: ОЛМА Медиа Групп.
© 2022 Soft54. All rights reserved.