Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) — национальная информационная система, создаваемая для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения. Разработка системы регулируется Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364, а также рядом методических рекомендаций и функциональных требований к отдельным составляющим системы, являющихся приложениями к приказу. И действующим постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»
Цели и задачи ЕГИСЗ
- Объединение всех медицинских организаций в единую информационную сеть
- Введение единых классификаторов и справочников медицинских услуг
- Создание единой базы всех медицинских работников
- Получение сводной статистики по оказанию медицинских услуг на территории Российской Федерации
- Обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме
В состав ЕГИСЗ входят 16 групп подсистем
- Защищенная сеть передачи данных (подсистема защиты информации)
- Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения
- Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО)
- Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
- Федеральная электронная регистратура (ФЭР)
- Подсистема обезличивания персональных данных
- Федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД)
- Федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК)
- Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
- Геоинформационная подсистема
- Подсистема обеспечения отраслевого ситуационного центра в сфере здравоохранения
- Подсистема ведения реестра лекарственных препаратов для медицинского применения
- Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности
- Интеграционные подсистемы
- Иные подсистемы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Защищенная сеть передачи данных
Защищенная сеть передачи данных представляет собой защищенную информационно-телекоммуникационную сеть, создание, эксплуатацию, организацию функционирования и координацию работ по подключению к которой обеспечивает Министерство здравоохранения Российской Федерации с целью обеспечения надежной, безопасной и достоверной передачи необходимой информации между подсистемами единой системы.
Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, указанными в разделе V настоящего Положения, классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, перечень, порядок ведения и использования которой утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Функции ФНСИ
- стандартизацию и унификацию нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
- совместимость информационных систем в сфере здравоохранения при осуществлении информационного взаимодействия;
- размещение и актуализацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» нормативно-справочной информации, используемой в межведомственном электронном взаимодействии с Единой системой;
- доступ информационных систем, подключенных к Единой системе, непосредственно к объектам нормативно-справочной информации, содержащимся в Федеральном реестре нормативно-справочной информации;
- обеспечение функционирования, совместимости и способности к взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1, 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО)
Представляет собой подсистему Единой системы и предназначен для учета сведений о медицинских организациях (МО) государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, сведений об их оснащении, использования медицинских изделий.
Функции ФРМО: Федеральный реестр медицинских организаций обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу сведений о медицинских организациях, в которых оказывается медицинская помощь, в том числе о зданиях, строениях, сооружениях, структурных подразделениях таких медицинских организаций, отделениях, коечном фонде, оснащении, штатном расписании, и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования.
Физически ФРМО это база данных, которая содержит структурированные данные о МО:
- состояние подконтрольной инфраструктуры, включая объекты недвижимости, кабинеты врачей, хозяйственные строения, их общую площадь, потребность в капитальном ремонте и т.д.
- укомплектованность оборудованием: стационарными инструментами для диагностики и лечения, автомобилями, бригадами скорой помощи
- состояние штата работников МО, включая врачей первого звена и другого медицинского персонала
Информация полученная из базы данных позволяет оценивать состояние МО, корректировать бюджет для оптимизации работы государственных МО, учитывать наличие специалистов и сопоставлять его со штатным расписанием МО.
Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
Представляет собой подсистему Единой системы и предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций, трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации, а также для предоставления доступа к электронным сервисам медицинским работникам.
Функции ФРМР: Федеральный регистр медицинских работников обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу указанных в статье 93 Федерального закона сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности.
Подсистема содержит сведения о возрасте, поле, специализации и опыте работы. Зная эти данные можно предсказать естественный отток кадров и потребность в специалистах в будущем.
Имея точные сведения о возможном дефиците медицинских кадров, Правительство РФ может планировать внедрение новых способов привлечения молодежи в здравоохранение. Например, в комплекс мер Правительства может входить бюджетный заказ на подготовку врачей-специалистов в учебных заведениях, программы социальной поддержки для медицинских работников в виде жилья или материальной помощи, особенно в сельской местности.
Федеральная электронная регистратура (ФЭР)
Федеральная электронная регистратура представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Задачи ФЭР
- запись на прием к врачу в медицинскую организацию;
- запись на профилактические медицинские осмотры;
- ведение расписаний приема пациентов в медицинской организации;
- планирование и проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий;
- регистрацию приема заявок (запись) на вызов врача на дом в медицинской организации;
- предоставление отчетных и иных данных, необходимых для управления ресурсами медицинских организаций;
- взаимодействие с Единым порталом государственных услуг в целях обеспечения доступа гражданам к услугам в сфере здравоохранения посредством Единого портала государственных услуг.
ФЭР, прежде всего, — удобный инструмент для снижения нагрузки на работников отделения регистратуры МО, особенно районой поликлиники. Раньше для записи на прием к врачу пациент должен был звонить в регистратуру МО, уточнять график работы врача, а сейчас все действия происходят через интернет. С точки зрения МО, сервис позволяет создавать электронную версию графика работы специалистов, а также в удобной форме регистрировать записи пациентов на прием к врачу. Население может в режиме 24/7 зайти на Портал, выбрать необходимое медицинское учреждение и доктора, после чего найти свободную дату и время приема в расписании специалиста, и самостоятельно создать запись на прием к данному специалисту.
Подсистема обезличивания персональных данных
Подсистема обезличивания персональных данных, представляет собой специализированную подсистему Единой системы, предназначенную для выполнения процесса обезличивания сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, поступающих из информационных систем, указанных в частях 1, 5 статьи 91 Федерального закона.
Федеральный реестр электронных медицинских документов
Представляет собой подсистему Единой системы, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится.
Функции РЭМД
- получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;
- преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам, с согласия пациента или его законного представителя, доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;
- предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг;
- предоставление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями.
Федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК)
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Задачи ИЭМК
- получение, проверку, обработку и хранение структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;
- формирование баз данных обезличенной информации по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, позволяющие систематизировать информацию для изучения течения и исхода заболеваний, изучения клинической и экономической эффективности методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях, состояниях в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), и номенклатурой медицинских услуг, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информация в ИЭМК хранится ввиде таблиц базы данных, но без указация персональных данных пациентов. С помощью анализа статистики заболеваний появляется возможность для проведения профилактических мероприятий и предупреждение прецедентов в будущем. Также данные позволяют улучшать текущую инфраструктуру и укомплектовывать МО для борьбы с часто встречаемыми заболеваниями.
Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
Представляют собой подсистему Единой системы, содержащую совокупность информационных систем и баз данных, указанных в пункте 18 настоящего Положения, позволяющие систематизировать по единым правилам информацию для учета лиц, которым необходимо оказание медицинской помощи, а также позволяющие организовать оказание медицинской помощи таким лицам на основе указанной систематизированной информации.
Функции НР
-
ведение регистров лиц, страдающих отдельными заболеваниями или группами заболеваний, указанных в части 4 статьи 91.1 Федерального закона:
- Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
- Федеральный регистр лиц, больных туберкулезом;
- Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
- Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
- Национальный радиационно-эпидемиологический регистр;
- сведения об оказании высокотехнологичной медицинской помощи;
- сведения о санаторно-курортном лечении в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти
Высокотехнологичная медицинская помощь
Специально для пациентов, которые нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи (ВМС), создан целевой сервис ЕГИСЗ. С его помощью врачи могут создать карту больного, создать заявку на оказание медицинских услуг и разместить человека в очереди.
Пациент получает специальный талон на оказание ВМП. Он позволяет отслеживать позицию в очереди и статус оказанных услуг в специализированных МО.
Мониторинг санаторно-курортного лечения
Подсистема позволяет создавать карты пациентов и заявки на санаторно-курортное лечение в дистанционном режиме. Врач через личный кабинет направляет запросы в ведомственные структуры, после чего они проходят проверку. После рассмотрения заявки врач получает уведомление о том, что просьба согласована или отклонена. Если ответ положительный, пациенту выдают путевку, а после прохождения лечебного курса соответствующая информация заносится в общую базу данных.
Геоинформационная подсистема
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для консолидации и графического отображения информации о ресурсах здравоохранения, в том числе о населенных пунктах и медицинских организациях, их структурных подразделениях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и населенных пунктах, на территории которых они размещены.
Задачи Геоинформационной подсистемы
- автоматический сбор из подсистем Единой системы, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 4 настоящего Положения, и отображение на геоинформационной карте сведений о ресурсах здравоохранения;
- проведение анализа доступности медицинской помощи, с учетом территориального размещения подразделений медицинских организаций, видов и профилей оказываемой ими медицинской помощи;
- проведение анализа оснащённости медицинских организаций;
- отображение на геоинформационной карте информации о динамике ввода в эксплуатацию стационарных объектов в здравоохранении.
Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов.
Задачи подсистемы
- информационное взаимодействие с единой информационной системой в сфере закупок, в том числе для получения информации, формируемой в процессе планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов, результатов исполнения контрактов на поставку лекарственных препаратов, представление сведений о референтных ценах на лекарственные препараты для медицинского применения, а также взаимодействие с федеральной государственной информационной системой мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя и информационной системой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
- формирование единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе в целях формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- расчет и анализ референтных цен на лекарственные препараты для медицинского применения;
- мониторинг и анализ цен на лекарственные препараты, установленных государственными контрактами на их закупку.
Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти организаций, федеральных органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах Единой системы.
Функции Мониторинга
- автоматический сбор данных из подсистем Единой системы и иных государственных информационных систем, сбор данных из которых допускается законодательством Российской Федерации и технические характеристики которых позволяют осуществлять получение данных в автоматическом режиме, за исключением указанных в статье 94 Федерального закона сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, доступ к которым осуществляется после их обезличивания в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации;
- возможность ручного ввода данных в отчетные формы;
- автоматизированное формирование и предоставление сводной статистической и аналитической отчётности на основании собранных и введенных данных;
- автоматизированное ведение статистического наблюдения в сфере здравоохранения по отдельным формам статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения на основании данных подсистем Единой системы.
Интеграционные подсистемы
Представляют собой подсистемы, реализующие функции управления базами данных, формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем Единой системы между собой, с иными информационными системами, а также выполняют функции общесистемных технологических сервисов
Функции Интеграционных подсистем
- ведение баз данных, включая хранилища данных, Единой системы;
- ведение на основании сведений из регистра информационных систем единой системы идентификации и аутентификации реестра информационных систем, взаимодействующих с подсистемами Единой системы, подключенных к защищенной сети передачи данных;
- информационное взаимодействие подсистем Единой системы;
- защиту информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации;
- разграничение прав доступа пользователей Единой системы;
- информационное взаимодействие Единой системы с иными информационными системами.
Иные подсистемы ЕГИСЗ
Количество активных систем увеличивается, что позволяет расширять инфраструктуру Минздрава для оказания электронных услуг и обеспечивает рациональность управления отраслью.
Подсистемы ЕГИСЗ позволяют следить за диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также осуществлять мониторинг за здоровьем новорождённых с экстремально низкой массой тела.
ЕГИЗ и ЛПУ
Подчеркнем, что медицинские информационные системы (МИС) лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), обслуживающие внутренние процессы в ЛПУ, не являются подсистемами ЕГИСЗ, а взаимодействуют с ЕГИСЗ по специально разработанным протоколам обмена информацией между ЕГИСЗ и МИС ЛПУ! Протоколы обмена информацией предоставляются подсистемами, входящими в ЕГИСЗ.
Какие данные необходимо передавать в ЕГИСЗ?
ФРМО — Федеральный реестр медицинских организаций; ФРМР — Федеральный регистр медицинских работников; ИЭМК — Интегрированная электронная медицинская карта; РЭМД — Реестр электронных медицинских документов; ФНСИ — Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения.
В настоящее время достаточно зарегистрировать свою медицинскую организацию в реестр ФРМО и внести медицинских работников в регистр ФРМР.
При технической возможности медицинской информационной системы учереждения можно настроить передачу данных в ИЭМК. В настоящее время достаточно передавать следующие электронные медицинские документы (РЭМД): Эпикриз по законченному случаю амбулаторный, Эпикриз в стационаре выписной, Протокол консультаций.
Регистрация на портале ЕГИСЗ
Процесс регистрации медицинской организации в системе ЕГИСЗ (в частности в подсистемах ФРМО и ФРМР) не трудоемкий для этого необходимо следовать алгоритму на информационном портале ЕГИСЗ.
Постановление «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» опубликовано на портале правовой информации.
Постановление вступило в силу с 1 марта 2022 года и действует шесть лет.
Предыдущее постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» с 1 марта 2022 года признаётся утратившим силу.
По сравнению с предыдущим постановлением о ЕГИСЗ большее внимание уделено использованию «обезличенных» данных. Подсистема «Федеральная интегрированная электронная медицинская карта», как и в предыдущей версии документа, рассматривается прежде всего как средство «систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений». Данные для обезличивания предоставляются с согласия гражданина, сказано в положении об ЕГИСЗ.
Отдельным элементом системы станет информационный ресурс учёта информации для предотвращения вспышек коронавирусной инфекции.
Также в состав обновлённой ЕГИСЗ войдут различные федеральные реестры, в том числе базы медицинских документов о смерти и о рождении, а также реестр сведений о результатах медицинских освидетельствований на право владения оружием. Кроме того, в системе будут представлены данные о лекарственном обеспечении граждан.
Расширен состав подсистем ЕГИСЗ. Ранее их было 13, теперь — 16. Новые компоненты: «Реестр лекарственных препаратов для медицинского применения», «Отраслевой ситуационный центр в сфере здравоохранения» и «Иные подсистемы».
Появился новый поставщик информации в ЕГИСЗ — им теперь могут быть граждане. Появился новый пользователь ЕГИСЗ — образовательные организации.
Конечные пользователи (сотрудники ЛПУ, региональные чиновники и т. д.) будут получать доступ к прикладным сервисам через «тонкие клиенты» по интернету (без локального хранения информации).
Обмен данными с частными клиниками
Обмен данными между медицинскими организациями частного здравоохранения и единой государственной системой (ЕГИСЗ) является одним из насущных вопросов, волнующих медицинское сообщество. Постановление Правительства РФ №555 от 05.05.2018 устанавливает порядок по предоставлению данных в ЕГИСЗ. Требования действуют для всех негосударственных медицинских организаций, в том числе частных клиник и медицинских центров, с 1 января 2019 года.
Постановление №555 предписывает передавать в ЕГИСЗ различные виды данных. В первую очередь, среди них информация о самой медицинской организации и врачах, а также развернутые сведения о случаях медицинского обслуживания, в том числе амбулаторные и стационарные эпикризы.
Разработчики основных подсистем ЕГИСЗ
- Система идентификации, аутентификации и авторизации — «Софтлайн-Трейд» (10 млн руб.)
- Электронная регистратура — «Ростелеком» (1 руб.)
- Интегрированная ЭМК — «Ростелеком» (1 руб.)
- Реестр нормативно-справочной информации — «Прогноз» (12,5 млн руб.)
- Информационно-аналитическая система — «Прогноз» (25 млн руб.)
- Централизованный сервис информирования о взаимодействии лекарственных средств — МИАЦ РАМН (21 млн руб.)
- Система учета административно-хозяйственной деятельности — «1С-Парус» (46,5 млн руб.)