Введение
Понятие о предметах
Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство и различие; путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, мысленно выделяет их признаки (свойства), абстрагирует и обобщает эти признаки. Совокупность этих процессов называется мышлением. Мышление необходимо человеку, чтобы жить и действовать в мире. Результатом мышления является мысль. Языковой оболочкой мысли является слово, словосочетание, грамматическое предложение или целое повествование. Выготский Л.С. неоднократно подчеркивал в своих работах, что пока не найдешь слово, не поймешь мысль (пока не выразишь мысль в слове, не найдешь образного воплощения смысла), то есть по Выготскому мышление человека — это речевое мышление.

В результате мышления человек образует понятие о предметах и явлениях действительности. Понятие — это мысль, которая отображает общие и существенные свойства вещи или явления внешнего мира. Выготский Л.С. в своей работе «Экспериментальное исследование развития понятий», опубликованной в 5 главе его монографии «Мышление и речь», подробно описывает формирование в подростковом возрасте (9—12 лет) нового типа мышления на основе понятий (знаков). В этой работе Л.С. Выготский утверждает: «Процесс образования понятий — это овладение (ребенком) развитием собственных психологических процессов посредством функционального (к месту, к смыслу) употребления слова и знака. Этот процесс — не следствие накопления низших функций; он, тем более, не усложненная до предела низшая форма. Этот процесс отличается от ассоциаций не числом связей, а являет собой принципиально новый тип деятельности (интеллектуальной). Его отличие — в переходе от непосредственных интеллектуальных процессов (ассоциации, внимания и т.д.) к опосредованным с помощью знаков операциям» [2]. В этой же работе он подчеркивает ведущую роль взрослых в формировании этого типа мышления у подростка: «В отличие от созревания инстинктов и врожденных влечений, генерируемых «изнутри» ребенка, триггер или сила, побуждающая запуск процесса (образования понятий), заложена вне подростка. Эта сила — задача врастания в культурную, профессиональную, социальную и общественную среду взрослых. Если среда (школьная, семейная, образовательная среда!!!) не ставит перед подростком задачи развития интеллекта, то оно (это развитие интеллекта) до высших форм НЕ ДОХОДИТ!!!» [2]. К слову, в традиционной науке мышление делится на три вида: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, каждое из которых первоначально соотносилось с мышлением животных, первобытным мышлением и мышлением логическим. В результате экспериментальных исследований Выготский Л.С. делает вывод: «Ни накопление ассоциаций, ни накопление все большего объема произвольного внимания и групп представлений (презентаций) не приводят к образованию понятий. Понятие невозможно без слов, понятийное мышление не существует вне речевого мышления. Новым в речевом мышлении подростка является специфическое, «к месту», «в масть как в смысл» употребление слова, функциональное приложение знака, который, обретя значение (!!!), становится понятием» [2].
Итак, понятие возникает и существует на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Языковой оболочкой понятия (мысли) является слово, обозначающее это понятие. Например, в понятии «белки» отображены такие общие и существенные свойства белков: 1) органические вещества и 2) молекулы которых состоят из соединённых в большом количестве остатков различных аминокислот.
Вещи и явления обладают различными свойствами. Свойства вещей и явлений называются признаками. Например, длина данного карандаша, его цвет, свойство быть орудием письма и т. д. — всё это его признаки. Своими признаками вещи и явления или отличаются друг от друга, или сходны друг с другом.
Существенным признаком предмета называется тот признак, который выражает коренное, наиболее важное свойство предмета; если существенный признак отсутствует, то предмет перестаёт быть данным предметом. Например, существенным признаком химического элемента является строение атома, а несущественными — то или иное физическое состояние, внешняя форма и др.
Правильные понятия вырабатываются в процессе жизнедеятельности многих людей; соответствие таких понятий предметам и явлениям действительности проверяется практикой человека.
Итак.
Каждое понятие имеет содержание и объём.
Содержание понятия — это знание о предметах, к которым относится данное понятие, знание о сущности предметов, об их свойствах (признаках). Например, в понятие «стратостат» входят следующие существенные признаки: воздушный шар с гондолой, оборудованный для полётов в стратосферу.
В понятиях содержится знание не только о признаках предметов, но также знание и о том, на какие предметы данное понятие распространяется. Иначе говоря, каждое понятие имеет не только содержание, но и свой объём.
Объём понятия — это знание о круге предметов, существенные признаки которых отображены в понятии. Например, объём понятия «стратостат» составляют все мыслимые виды стратостатов. Такой круг предметов может быть различным. Например, понятие «растение» распространяется на неограниченный круг растений: на все те растения, которые когда-либо были, есть и будут. Понятие «полюс Земли» распространяется только на две точки земного шара. Могут быть понятия, которые относятся только к одному предмету, например понятие о центре Земли.
Максимально широкие по объему понятия называются категориями. Например, основными философскими категориями являются: бытие, движение, материя, пространство, время, качество, количество, форма, содержание.
Определение понятия — мыслительная операция (логическая операция), раскрывающая его содержание. Чтобы раскрыть содержание понятия, приводят примеры, в которых отражается сущность отражаемых в данном понятии предметов или явлений, и тем самым ограничиваем круг предметов или явлений, затрагиваемых этим понятием. Например, как можно определить понятие четырехугольник?
Четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков. При этом никакие три из данных точек не лежат на одной прямой, а соединяющие их отрезки не пересекаются.
Чтобы определить понятие, его следует подвести под более общее понятие.
Определяя понятие четырехугольник, мы воспользовались понятиями точка и прямая, определение которых вы нигде не найдете, потому что такие понятия называются первичными понятиями, считается, что они интуитивно понятны! Любая наука и теория строится на некоторых базовых понятиях, которые обычно интуитивно понятны. Их свойства описываются аксиомами данной теории. Такие понятия принято называть неопределяемыми понятиями. К слову, неопределяемые понятия встречаются и в других областях человеческой деятельности, например: дружба, любовь, интеллигентный человек, отличный спортсмен, талантливый актер и т.д.
Вспомним ещё одно определение из школьного курса геометрии: параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны. Понятие четырёхугольник определяет понятие параллелограмм. Оно является общим понятием (родовым понятием), а понятие параллелограмм является частным его понятием (видовым понятием). Для нас, людей, эти понятия находятся в отношении рода и вида. Понятие четырёхугольник — родовое понятие, а параллелограмм — видовое понятие. Это значит, что объем понятия параллелограмма полностью входит в объем понятия четырехугольника. Максимально широкие по объему понятия называются категориями, например понятия: энергия, материя, время, пространство, вещь, явление, ощущение, восприятие, представление, мысль и т. д.
Ещё пример, как можно определить понятие множество, одно из основных понятий математики?
Интуитивно под множеством будем понимать совокупность определенных вполне различаемых объектов, рассматриваемых как единое целое по какому-либо признаку. Более строгого определения множества не существует.

Классификация
Мы, люди, в ходе познавательной деятельности часто пользуемся одним из видов мысленного деления вещей и явлений на группы (множества) — классификацией.
Классификацией называется система расположения предметов по классам (classis — группа) на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов.
Примером классификации может служить «Периодическая система химических элементов», созданная великим русским учёным Д.И. Менделеевым (1834–1907). Менделеев расположил элементы в порядке возрастания их атомных весов и по признаку однотипности химических качеств (свойств).
Признак (свойство), по которому происходит расположение (деление) предметов по классам называется основанием классификации.
Если за основание классификации принимается существенный признак предметов, то такая классификация может иметь научное и практическое значение: она даст возможность обнаружить закономерности, которым подчиняются предметы, явления, как это мы видели на примере классификации, предложенной Менделеевым.
Классификацию, в основе которой находится коренной признак предметов, выражающий их природу, принято называть естественной классификацией.
Если за основу классификации берётся признак, не выражающий природы классифицируемых предметов, то такая классификация называется искусственной.
Примером такой классификации является алфавитный список сотрудников данного предприятия. Разумеется, та или иная начальная буква фамилии никакого отношения к коренным свойствам человека не имеет. Однако этот случайный признак бывает полезно использовать в практических целях, в целях простого удобства — отсюда возникает потребность расположить фамилии сотрудников в алфавитном порядке.
Классификация (естественная или искусственная) подчиняется следующим правилам: она должна проводиться по одному основанию, члены её должны исключать друг друга, совокупность всех её членов должна исчерпывать собой весь данный класс, внутри классификации не должно быть неоправданных скачков.
Классификация помогает найти в исследуемых предметах определённый порядок, систему их взаимных связей, помогает охватить исследуемые предметы в целом.
Логические приёмы, сходные с классификацией
Наряду с классификацией понятий мы пользуемся в практике мышления некоторыми логическими приёмами (мыслительными операциями), которые внешне сходны с классификацией, но по существу отличны от неё.
Неопределяемые понятия
Есть такие понятия, которые не определяются с помощью других понятий, например в физике: пространство, время, материя, энергия; в геометрии: точка, линия, плоскость, расстояние; в математике: число, множество, массив; а также мышление с точки зрения науки логики. Других, более общих понятий, под которые можно логически подвести выделенные понятия, не существует. Такие понятия называются неопределяемыми понятиями.
- при помощи описаний применения понятия (поясняют на примерах);
- путем сопоставления данного понятия с содержанием других понятий.
В рамках науки информация является неопределяемым понятием.
Понятие информации используется во всех областях человеческой деятельности: науке, технике, культуре и повседневной жизни. Содержание понятия «информация» раскрывают при помощи различных описаний его применения. Проблема раскрытия понятия «информация» усложняется тем, что данное понятие (я бы сказал — данное слово) используется в различных науках (физике, биологии, кибернетике, информатике и др.), при этом в каждой науке понятие информации связано с различными системами понятий. Формулировка понятия «информация» зависит от контекста, целей, для которых оно используется и применяется. Попросту говоря словом «информация» обозначаются различные по содержанию понятия, такие слова называются омонимы, например: ключ, коса, ручка и др.
Далее автор статьи предпримет попытку раскрыть понятие информации в узком смысле этого слова при помощи описаний применения этого понятия в повседневной жизни и в науке «информатика».