Близкие друг к другу понятия «мышление», «сознание» и «интеллект» часто отождествляют; считают, что это одно и то же. Это допустимо в разговорной речи, но в научной литературе их следует различать, однако это наблюдается не всегда и поэтому часто только из контекста статьи можно понять, что имел в виду автор публикации. Например, мышление — более общий термин, и только из контекста можно понять, какой смысл вкладывает автор в это слово.
Мышление — это способность к мыслительным операциям, то есть умение выводить одно из другого с помощью образов или слов. Эта способность имеется у многих живых существ от рождения. Некоторые виды животных способны обучаться новому и изобретать такие действия, которых нет в их генетическом коде. Установлено, что многим животным свойственна токая логическая операция, как счет. Правда, счет у них осуществляется не на абстрактном уровне (словами или цифрами), а на образном. Например, собаки умеют «считать» до двадцати.
С незапамятных времен одни ученые считали и считают, что мысль — это особого рода вещество, выделяемое во время работы мозга (в наше время высказываются предположения, что материальность мысли имеет не вещественную, а полевую основу). Другие же возражали и возражают, полагая, что хотя мысль и связана с материальными процессами в мозге (физическими, химическими), но не более того; сама же мысль идеальна, то есть не обладает ни одним из свойств, присущих веществу или физическому полю.

Тысячелетний спор, по сути, свелся к вопросу: мысль — это продукт мозга, или функция мозга? Если верно первое, то мысль материальна; если верно второе, то мысль идеальна. Дискуссия не окончена, хотя нужно заметить, большинство ученых склоняются к тому, что мысль — функция мозга; и эта функция — анализ информации. Мозг не рождает информацию, а перерабатывает ее, переводя в новое качество. По мнению автора данной статьи, мысль — это функция мозга, но из этого не следует, что мысль не может быть материальной.
Созна́ние — это способность мышления анализировать само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. И это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных человеческих качеств. Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребенка при общении с окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения сознание не возникает ( лат. conscientia — совместное знание).
Познание сознания сопряжено с трудностями. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Мы можем наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, но образ огня в сознании этим свойством не обладает). О сознании человека можно судить лишь косвенно (опосредовано) на основании его деятельности.
Особый способ (метод) изучения сознания — наблюдение за собственными мыслями (интроспекция). При этом правда, возникает специфическое затруднение. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).
Это философское определение выделяет две основовные функции сознания: отражающую и управляющую.
Наличие сознания у человека оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации мыслительных операций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое осознает себя, становится способным к целенаправленному развитию и совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека. Чем быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой при этом оказывается дефицит или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека. Можно сказать, что интеллект человека — это его мышление, облагороженное сознанием.
- быстрота мышления;
- его правильность по отношению к цели;
- недостаток информации или ее избыток одинаково затрудняют поиск верного решения или его вариантов.
А можно ли измерить уровень интеллекта? Еще совсем недавно были широко распространены измерения коэффициента интеллекта — тест IQ. Однако сегодня во всём мире принята позиция, что это абсолютно недостоверная оценка, которая отражает только уровень опыта испытуемого, и больше ничего. «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой», — шутил Альберт Эйнштейн.
Мышление изучают науки: логика, диалектика, психология, психолингвистика, эпистемология, гносеология и многие другие научные дисциплины. Логика не рассматривает биологические процессы, происходящие в теле человека в процессе мышления. Логика оставляет в стороне физиологическую основу мышления и речи. Логика изучает формы (лат. forma — «внешний вид», внешнее выражение чего-нибудь), в которых существуют и выражаются мысли и различные мыслительные операции (в логике их называют логическими приемами). Древнегреческий эрудит Аристотель (384–322 гг д. э.) написал несколько книг, в которых систематизировал свои знания о формах мышления, и сформулировал принципы правильного рационального мышления (определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность), известных, в настоящее время, как четыре основных законов логики, поэтому он считается основателем науки логики. Принципы правильного рационального мышления (законы логики) лежат в основе всех научных дисциплин, а логические приемы (мыслительные операции) используется в качестве основных их инструментов.
