Нажмите, чтобы перейти на главную страницу Софт 54

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) — национальная информационная система, создаваемая для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения. Разработка системы регулируется Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364, а также рядом методических рекомендаций и функциональных требований к отдельным составляющим системы, являющихся приложениями к приказу. И действующим постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»

Цели и задачи ЕГИСЗ

  1. Объединение всех медицинских организаций в единую информационную сеть
  2. Введение единых классификаторов и справочников медицинских услуг
  3. Создание единой базы всех медицинских работников
  4. Получение сводной статистики по оказанию медицинских услуг на территории Российской Федерации
  5. Обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме

В состав ЕГИСЗ входят 16 групп подсистем

  1. Защищенная сеть передачи данных (подсистема защиты информации)
  2. Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения
  3. Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО)
  4. Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  5. Федеральная электронная регистратура (ФЭР)
  6. Подсистема обезличивания персональных данных
  7. Федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД)
  8. Федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК)
  9. Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
  10. Геоинформационная подсистема
  11. Подсистема обеспечения отраслевого ситуационного центра в сфере здравоохранения
  12. Подсистема ведения реестра лекарственных препаратов для медицинского применения
  13. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  14. Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности
  15. Интеграционные подсистемы
  16. Иные подсистемы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Защищенная сеть передачи данных

Защищенная сеть передачи данных представляет собой защищенную информационно-телекоммуникационную сеть, создание, эксплуатацию, организацию функционирования и координацию работ по подключению к которой обеспечивает Министерство здравоохранения Российской Федерации с целью обеспечения надежной, безопасной и достоверной передачи необходимой информации между подсистемами единой системы.

Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения

Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, указанными в разделе V настоящего Положения, классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, перечень, порядок ведения и использования которой утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ФНСИ

Функции ФНСИ

  • стандартизацию и унификацию нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
  • совместимость информационных систем в сфере здравоохранения при осуществлении информационного взаимодействия;
  • размещение и актуализацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» нормативно-справочной информации, используемой в межведомственном электронном взаимодействии с Единой системой;
  • доступ информационных систем, подключенных к Единой системе, непосредственно к объектам нормативно-справочной информации, содержащимся в Федеральном реестре нормативно-справочной информации;
  • обеспечение функционирования, совместимости и способности к взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1, 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО)

Представляет собой подсистему Единой системы и предназначен для учета сведений о медицинских организациях (МО) государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, сведений об их оснащении, использования медицинских изделий.

Функции ФРМО: Федеральный реестр медицинских организаций обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу сведений о медицинских организациях, в которых оказывается медицинская помощь, в том числе о зданиях, строениях, сооружениях, структурных подразделениях таких медицинских организаций, отделениях, коечном фонде, оснащении, штатном расписании, и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования.

Физически ФРМО это база данных, которая содержит структурированные данные о МО:

  • состояние подконтрольной инфраструктуры, включая объекты недвижимости, кабинеты врачей, хозяйственные строения, их общую площадь, потребность в капитальном ремонте и т.д.
  • укомплектованность оборудованием: стационарными инструментами для диагностики и лечения, автомобилями, бригадами скорой помощи
  • состояние штата работников МО, включая врачей первого звена и другого медицинского персонала

Информация полученная из базы данных позволяет оценивать состояние МО, корректировать бюджет для оптимизации работы государственных МО, учитывать наличие специалистов и сопоставлять его со штатным расписанием МО.

Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)

ЕГИСЗ

Представляет собой подсистему Единой системы и предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций, трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации, а также для предоставления доступа к электронным сервисам медицинским работникам.

Функции ФРМР: Федеральный регистр медицинских работников обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу указанных в статье 93 Федерального закона сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности.

Подсистема содержит сведения о возрасте, поле, специализации и опыте работы. Зная эти данные можно предсказать естественный отток кадров и потребность в специалистах в будущем.

Имея точные сведения о возможном дефиците медицинских кадров, Правительство РФ может планировать внедрение новых способов привлечения молодежи в здравоохранение. Например, в комплекс мер Правительства может входить бюджетный заказ на подготовку врачей-специалистов в учебных заведениях, программы социальной поддержки для медицинских работников в виде жилья или материальной помощи, особенно в сельской местности.

Федеральная электронная регистратура (ФЭР)

Федеральная электронная регистратура представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

ЕГИСЗ
Задачи ФЭР

  1. запись на прием к врачу в медицинскую организацию;
  2. запись на профилактические медицинские осмотры;
  3. ведение расписаний приема пациентов в медицинской организации;
  4. планирование и проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий;
  5. регистрацию приема заявок (запись) на вызов врача на дом в медицинской организации;
  6. предоставление отчетных и иных данных, необходимых для управления ресурсами медицинских организаций;
  7. взаимодействие с Единым порталом государственных услуг в целях обеспечения доступа гражданам к услугам в сфере здравоохранения посредством Единого портала государственных услуг.

ФЭР, прежде всего, — удобный инструмент для снижения нагрузки на работников отделения регистратуры МО, особенно районой поликлиники. Раньше для записи на прием к врачу пациент должен был звонить в регистратуру МО, уточнять график работы врача, а сейчас все действия происходят через интернет. С точки зрения МО, сервис позволяет создавать электронную версию графика работы специалистов, а также в удобной форме регистрировать записи пациентов на прием к врачу. Население может в режиме 24/7 зайти на Портал, выбрать необходимое медицинское учреждение и доктора, после чего найти свободную дату и время приема в расписании специалиста, и самостоятельно создать запись на прием к данному специалисту.

Подсистема обезличивания персональных данных

Подсистема обезличивания персональных данных, представляет собой специализированную подсистему Единой системы, предназначенную для выполнения процесса обезличивания сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, поступающих из информационных систем, указанных в частях 1, 5 статьи 91 Федерального закона.

Федеральный реестр электронных медицинских документов

Представляет собой подсистему Единой системы, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится.

Функции РЭМД

  1. получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;
  2. преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам, с согласия пациента или его законного представителя, доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;
  3. предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг;
  4. предоставление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями.

Федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК)

Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Задачи ИЭМК

  • получение, проверку, обработку и хранение структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;
  • формирование баз данных обезличенной информации по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, позволяющие систематизировать информацию для изучения течения и исхода заболеваний, изучения клинической и экономической эффективности методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях, состояниях в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), и номенклатурой медицинских услуг, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация в ИЭМК хранится ввиде таблиц базы данных, но без указация персональных данных пациентов. С помощью анализа статистики заболеваний появляется возможность для проведения профилактических мероприятий и предупреждение прецедентов в будущем. Также данные позволяют улучшать текущую инфраструктуру и укомплектовывать МО для борьбы с часто встречаемыми заболеваниями.

Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения

Представляют собой подсистему Единой системы, содержащую совокупность информационных систем и баз данных, указанных в пункте 18 настоящего Положения, позволяющие систематизировать по единым правилам информацию для учета лиц, которым необходимо оказание медицинской помощи, а также позволяющие организовать оказание медицинской помощи таким лицам на основе указанной систематизированной информации.

Функции НР

  • ведение регистров лиц, страдающих отдельными заболеваниями или группами заболеваний, указанных в части 4 статьи 91.1 Федерального закона:
    1. Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
    2. Федеральный регистр лиц, больных туберкулезом;
    3. Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
    4. Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
    5. Национальный радиационно-эпидемиологический регистр;
  • сведения об оказании высокотехнологичной медицинской помощи;
  • сведения о санаторно-курортном лечении в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти

Высокотехнологичная медицинская помощь

Специально для пациентов, которые нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи (ВМС), создан целевой сервис ЕГИСЗ. С его помощью врачи могут создать карту больного, создать заявку на оказание медицинских услуг и разместить человека в очереди.

Пациент получает специальный талон на оказание ВМП. Он позволяет отслеживать позицию в очереди и статус оказанных услуг в специализированных МО.

Мониторинг санаторно-курортного лечения

Подсистема позволяет создавать карты пациентов и заявки на санаторно-курортное лечение в дистанционном режиме. Врач через личный кабинет направляет запросы в ведомственные структуры, после чего они проходят проверку. После рассмотрения заявки врач получает уведомление о том, что просьба согласована или отклонена. Если ответ положительный, пациенту выдают путевку, а после прохождения лечебного курса соответствующая информация заносится в общую базу данных.

Геоинформационная подсистема

Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для консолидации и графического отображения информации о ресурсах здравоохранения, в том числе о населенных пунктах и медицинских организациях, их структурных подразделениях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и населенных пунктах, на территории которых они размещены.

Задачи Геоинформационной подсистемы

  1. автоматический сбор из подсистем Единой системы, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 4 настоящего Положения, и отображение на геоинформационной карте сведений о ресурсах здравоохранения;
  2. проведение анализа доступности медицинской помощи, с учетом территориального размещения подразделений медицинских организаций, видов и профилей оказываемой ими медицинской помощи;
  3. проведение анализа оснащённости медицинских организаций;
  4. отображение на геоинформационной карте информации о динамике ввода в эксплуатацию стационарных объектов в здравоохранении.

Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов.

Задачи подсистемы

  1. информационное взаимодействие с единой информационной системой в сфере закупок, в том числе для получения информации, формируемой в процессе планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов, результатов исполнения контрактов на поставку лекарственных препаратов, представление сведений о референтных ценах на лекарственные препараты для медицинского применения, а также взаимодействие с федеральной государственной информационной системой мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя и информационной системой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
  2. формирование единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе в целях формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  3. расчет и анализ референтных цен на лекарственные препараты для медицинского применения;
  4. мониторинг и анализ цен на лекарственные препараты, установленных государственными контрактами на их закупку.

Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности

Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти организаций, федеральных органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах Единой системы.

Мониторинг здравоохранения

Функции Мониторинга

  1. автоматический сбор данных из подсистем Единой системы и иных государственных информационных систем, сбор данных из которых допускается законодательством Российской Федерации и технические характеристики которых позволяют осуществлять получение данных в автоматическом режиме, за исключением указанных в статье 94 Федерального закона сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, доступ к которым осуществляется после их обезличивания в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации;
  2. возможность ручного ввода данных в отчетные формы;
  3. автоматизированное формирование и предоставление сводной статистической и аналитической отчётности на основании собранных и введенных данных;
  4. автоматизированное ведение статистического наблюдения в сфере здравоохранения по отдельным формам статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения на основании данных подсистем Единой системы.

Интеграционные подсистемы

Представляют собой подсистемы, реализующие функции управления базами данных, формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем Единой системы между собой, с иными информационными системами, а также выполняют функции общесистемных технологических сервисов

Функции Интеграционных подсистем

Интеграционные подсистемы ЕГИСЗ
  1. ведение баз данных, включая хранилища данных, Единой системы;
  2. ведение на основании сведений из регистра информационных систем единой системы идентификации и аутентификации реестра информационных систем, взаимодействующих с подсистемами Единой системы, подключенных к защищенной сети передачи данных;
  3. информационное взаимодействие подсистем Единой системы;
  4. защиту информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации;
  5. разграничение прав доступа пользователей Единой системы;
  6. информационное взаимодействие Единой системы с иными информационными системами.

Иные подсистемы ЕГИСЗ

Количество активных систем увеличивается, что позволяет расширять инфраструктуру Минздрава для оказания электронных услуг и обеспечивает рациональность управления отраслью.

Подсистемы ЕГИСЗ позволяют следить за диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также осуществлять мониторинг за здоровьем новорождённых с экстремально низкой массой тела.

ЕГИЗ и ЛПУ

Подчеркнем, что медицинские информационные системы (МИС) лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), обслуживающие внутренние процессы в ЛПУ, не являются подсистемами ЕГИСЗ, а взаимодействуют с ЕГИСЗ по специально разработанным протоколам обмена информацией между ЕГИСЗ и МИС ЛПУ! Протоколы обмена информацией предоставляются подсистемами, входящими в ЕГИСЗ.

Какие данные необходимо передавать в ЕГИСЗ?

ФРМО — Федеральный реестр медицинских организаций; ФРМР — Федеральный регистр медицинских работников; ИЭМК — Интегрированная электронная медицинская карта; РЭМД — Реестр электронных медицинских документов; ФНСИ — Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения.

В настоящее время достаточно зарегистрировать свою медицинскую организацию в реестр ФРМО и внести медицинских работников в регистр ФРМР.

При технической возможности медицинской информационной системы учереждения можно настроить передачу данных в ИЭМК. В настоящее время достаточно передавать следующие электронные медицинские документы (РЭМД): Эпикриз по законченному случаю амбулаторный, Эпикриз в стационаре выписной, Протокол консультаций.

Регистрация на портале ЕГИСЗ

Процесс регистрации медицинской организации в системе ЕГИСЗ (в частности в подсистемах ФРМО и ФРМР) не трудоемкий для этого необходимо следовать алгоритму на информационном портале ЕГИСЗ.

Постановление «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» опубликовано на портале правовой информации.

Постановление вступило в силу с 1 марта 2022 года и действует шесть лет.

Предыдущее постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» с 1 марта 2022 года признаётся утратившим силу.

По сравнению с предыдущим постановлением о ЕГИСЗ большее внимание уделено использованию «обезличенных» данных. Подсистема «Федеральная интегрированная электронная медицинская карта», как и в предыдущей версии документа, рассматривается прежде всего как средство «систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений». Данные для обезличивания предоставляются с согласия гражданина, сказано в положении об ЕГИСЗ.

Отдельным элементом системы станет информационный ресурс учёта информации для предотвращения вспышек коронавирусной инфекции.

Также в состав обновлённой ЕГИСЗ войдут различные федеральные реестры, в том числе базы медицинских документов о смерти и о рождении, а также реестр сведений о результатах медицинских освидетельствований на право владения оружием. Кроме того, в системе будут представлены данные о лекарственном обеспечении граждан.

Расширен состав подсистем ЕГИСЗ. Ранее их было 13, теперь — 16. Новые компоненты: «Реестр лекарственных препаратов для медицинского применения», «Отраслевой ситуационный центр в сфере здравоохранения» и «Иные подсистемы».

Появился новый поставщик информации в ЕГИСЗ — им теперь могут быть граждане. Появился новый пользователь ЕГИСЗ — образовательные организации.

Конечные пользователи (сотрудники ЛПУ, региональные чиновники и т. д.) будут получать доступ к прикладным сервисам через «тонкие клиенты» по интернету (без локального хранения информации).

пользователи будут получать доступ сервисам через тонкие клиенты по интернету

Обмен данными с частными клиниками

Обмен данными между медицинскими организациями частного здравоохранения и единой государственной системой (ЕГИСЗ) является одним из насущных вопросов, волнующих медицинское сообщество. Постановление Правительства РФ №555 от 05.05.2018 устанавливает порядок по предоставлению данных в ЕГИСЗ. Требования действуют для всех негосударственных медицинских организаций, в том числе частных клиник и медицинских центров, с 1 января 2019 года.

Постановление №555 предписывает передавать в ЕГИСЗ различные виды данных. В первую очередь, среди них информация о самой медицинской организации и врачах, а также развернутые сведения о случаях медицинского обслуживания, в том числе амбулаторные и стационарные эпикризы.

Разработчики основных подсистем ЕГИСЗ

По данным сайта: www.tadviser.ru
  1. Система идентификации, аутентификации и авторизации — «Софтлайн-Трейд» (10 млн руб.)
  2. Электронная регистратура — «Ростелеком» (1 руб.)
  3. Интегрированная ЭМК — «Ростелеком» (1 руб.)
  4. Реестр нормативно-справочной информации — «Прогноз» (12,5 млн руб.)
  5. Информационно-аналитическая система — «Прогноз» (25 млн руб.)
  6. Централизованный сервис информирования о взаимодействии лекарственных средств — МИАЦ РАМН (21 млн руб.)
  7. Система учета административно-хозяйственной деятельности — «1С-Парус» (46,5 млн руб.)

Примечания

Вопросы и ответы по теме ЕГИСЗ

Ссылки

Наверх

© Soft54, 2023. All rights reserved.